Дэвид Гойер об адаптации «Основания» для Apple TV+

0 0
Дэвид Гойер об адаптации «Основания» для Apple TV+

Известный кинорежиссер и сценарист рассказывает о том, как легендарная серия фантастики оживет на Apple TV+ уже в эту пятницу.

Благодаря новому Apple TV+ на особых условиях, мне удалось за месяц посмотреть несколько отличных сериалов и фильмов, например «Тед Лассо», «Видеть» и «Грейхаунд».

А в пятницу мы увидим, возможно, самый амбициозный проект Apple TV+ — премьеру адаптации классической серии фантастических романов Айзека Азимова. Сюжет «Основания» напоминает древние эпические саги: это история о том, как человечество переживет конец цивилизации.

Я поговорил со сценаристом и исполнительным продюсером Дэвидом Гойером («Темный рыцарь») и выяснил, как же признанный сценарист и режиссер планировал адаптацию этой монументальной серии.

Книжная сага «Основание» с трудом поддается адаптации из-за эпических масштабов… ведь сюжет охватывает тысячи лет. Что побудило вас выбрать такой огромный и сложный материал?

ДГ: Гордыня! [смеется] Я вырос на «Основании». Мой отец показал мне книги, когда мне было 13, и сказал, что это лучшая фантастика в истории. Я впервые прочитал ее, когда мне было около 20… и не прочувствовал ее до конца. Я перечитал ее снова, когда стал отцом, и вот тогда-то я осознал ее значение и революционность. За всю мою карьеру мне дважды предлагали адаптировать ее в качестве фильма, и оба раза я отказывался, потому что знал, что ее невозможно сжать до двух-трех часов.

Только в последние шесть-семь лет… начали появляться такие гигантские сериалы-романы, вроде «Игры престолов». Я увидел, как масштабные романы адаптируют для телевидения, и подумал, что аудитория и сам жанр созрели для «Основания». Впервые нам не нужно было думать о том, как бы все сжать — в случае успеха у нас была бы возможность расширить историю.

Так что идея рассказать эту историю в 70 или даже 80 сериях очень меня привлекала. В первом сезоне мы даже первую книгу целиком не покрываем. Мы можем не спешить и по-настоящему погрузиться в персонажей. В книгах было мало эмоций, там важны скорее идеи и философия. Но мне кажется, что в таких сериалах людей захватывают именно эмоции и персонажи.

Так что мне нужно было придумать, как воплотить идеи Азимова в живых людях. Это и привело меня к созданию Генетической Династии, которой нет в книге. В книге Империя сопротивляется изменениям, это окостенелый монолит. И я подумал, в чем это проявляется ярче всего? Как довести это до абсурда? А что если Империя — это один и тот же Император, который клонирует себя снова и снова, подчиняя всю галактику своему эго? Так я решил раскрыть мысль Азимова. И это привело к интересному развитию персонажа Императора. Это позволило мне изобразить Императоров как монстров, но в то же время живых людей, которые отчаянно стремятся как-то найти себя, выбраться из тени Клеона I. В этом примере, как в капле под микроскопом, отображается мой подход к сериалу в целом.

Foundation

Азимов известен своим прямолинейным стилем. Было ли у вас ощущение, что это дало вам больше пространства для маневра в этой вселенной?

Можно и так сказать… я фанат книг и подошел к этому как фанат. Не думаю, что получилось сделать что-то достойное, если бы я не любил эти книги. Моей первой задачей было выделить все ключевые темы и идеи серии, без которых ее невозможно представить. Я связался с фондом наследия Азимова и сказал им: «Я считаю, что вот эти идеи важнее всего в «Основании». Вы со мной согласны?» И они ответили: «Да, похоже, это ключевые элементы».

Когда Азимов писал эти книги, он использовал их как зеркало для отражения тогдашнего общества. Но это было общество после Второй мировой войны, больше 70 лет назад. Прошло 70 лет, и если уж отражать общество сегодня, то нужно и писать о современном обществе. Я не хочу проповедовать, но я хочу аккуратно говорить о сегодняшнем дне.

Был ли у вас момент озарения, когда вы поняли, как передать суть этой сложнейшей серии современному зрителю? Мгновение, когда вы подумали: «Да, я знаю, как это сделать»?

Да, на самом деле все началось с Гаала. В оригинальной трилогии читатель видит мир глазами Гаала. Азимов использовал очень хитрый прием. Когда мы встречаем Гаала, он только что прибыл на Трантор после космического путешествия… он служит глазами и ушами зрителя. Вам не нужно читать книги, знать о психоистории или Империи… не нужно знать, каково это — путешествовать в космосе, искажать пространство. Самое крутое в этом то, что вы можете просто спросить себя, как чувствует себя этот деревенский мышонок, впервые попавший в большой город? Каково ему забраться в космический корабль, испытать невесомость, быть в ужасе от того, как ломается пространство и время?

А потом я подумал о форме кораблей. Мы говорим «искажать пространство», но Империя — жестокий патриархат. Они предпочитают не «искажать», а скорее «разрезать» или «рассекать» пространство. Это наводит на мысль о клинках. И я сказал, что хочу, чтобы имперские корабли напоминали лезвия ножей, которые буквально разрезают пространство. Все идет от истории, от персонажа. Если Гаал служит нашим проводником в «Основании» и ничего не знает об этом новом мире… это настоящий подарок для писателя и, будем надеяться, для зрителя.

Foundation

В книге читатель быстро узнает, что падение цивилизации предрешено, что человечество на долгие века будет погружено во тьму. И вот мрачная задача: как захватить эмоции зрителей, если ставки не просто высоки, а непостижимы?

Это отличный вопрос. В конечном итоге, Азимов был оптимистом… он верил в человечество, в изобретательность, в технологии, в рационализм. Позднее, в 70-х и 80-х, будущее в фантастике стало мрачнее, безнадежнее. Да и я за свою карьеру снял немало мрачных проектов! Думаю, после того, как я стал отцом, мне захотелось рассказать историю с высокими ставками, но несущую в себе надежду и оптимизм. Если мы будем работать сообща, мы переживем темные времена. Как отцу, мне было важно передать эту мысль.

Я начал этот проект еще до удара пандемии. Когда мы дошли до постпроизводства, все обрело зловещую значимость. Во время пандемии снимать шоу было очень трудно, съёмочная группа и актеры почти год провели в изоляции. Мы не могли вернуться домой. Иногда во время съемок я показывал актерам и съемочной группе отснятые сцены. И, мне кажется, мы все ощущали, что делаем что-то стоящее, что это может дать людям надежду в это трудное время.

В «Основании» много чистых концепций: математика, социология, психоистория… как вам удалось все это сохранить, не превратив сериал в курс лекций?

Расскажу вам на примере нашего подхода к математике. Как известно, Гэри Селдон открывает математическую формулу для предсказания будущего [прим. ред.: «психоистория»]. Людям, которые не увлекаются математикой, это может показаться сухим и заумным. Я сам ненавидел математику в школе. У меня были двойки даже с репетитором. Словно какой-то блок.

Математика казалась мне скучной, но мне нужно было показать ее красоту. И я сказал моим дизайнерам, что хочу найти способ изобразить математику так, как никто до нас не изображал. Это прозвучит смешно, но я хочу, чтобы математика выглядела как язык ангелов. Чтобы это было почти мистическое переживание. Так что мы потратили много времени на разработку, перепробовали кучу концептов и визуальных эффектов. И придумали-таки визуальное выражение математики, которое просто прекрасно. И я сказал: «Отлично. А теперь нам нужно повторить это с каждым элементом шоу».

Есть ли какие-то другие эпические сериалы, которые были вашей путеводной звездой в вашем проекте?

Эм… ну, таких сериалов немного. Я бы сказал, что в основном — это прозвучит смешно — меня вдохновляли «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». Меня восхищает в них мастерство рассказчика. То, как Винс Гиллиган никуда не торопится, как важнейший сюжетный поворот может зависеть от маленькой детали в предыдущем сезоне. Он доверяет своим зрителям. Мне нравится, что Гиллиган пишет в «серой зоне». Меня не интересуют черно-белые истории, я люблю оттенки серого, и в нашем сериале вы тоже это увидите. Так что, пусть это и безумная фантастика, но со своими сценаристами я больше всего говорил о сериалах «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу».

Есть ли в современном мире какие-то параллели с предсказаниями Селдона и реакцией Империи?

Ну, разумеется, пандемия. Все сценарии были написаны до пандемии, мы не могли это предсказать. Но то, что мы пережили пандемию 100 лет назад и, похоже, эта пандемия ничему нас не научила? Это очень актуально. И то, как наука сейчас политизирована, как оспариваются, казалось бы, объективные факты. Такие вещи Азимова очень интересовали.

Я еще подумал о глобальном потеплении…

Да, конечно. Мы точно думали о глобальном потеплении, когда писали сценарий. Но это было три года назад, и сейчас общество гораздо больше осознает эту опасность, чем когда мы только начали адаптацию сериала.

Владельцы PS5 могут получить шесть месяцев пробного доступа к Apple TV+ бесплатно. Переходите сюда, чтобы узнать подробности, условия и ответы на часто задаваемые вопросы.

Комментарии закрыты.

Пожалуйста, введите дату рождения.

Date of birth fields